В рамках ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«Доступная среда» «Образование»

ЦЕЛЬ: обеспечение равного доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, наравне с другими, к получению среднего профессионального образования (профессиональной подготовки)

Доступная среда - это

  • Получение среднего профессионального образования, профессиональной подготовки
  • Обучение по общеобразовательным и специальным дисциплинам: изучение студентами дисциплин общеобразовательного и профессионально ориентированного блока.
  • Организация производственного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  • Социально-психологическая реабилитация: поддержание психологического климата, благоприятного для развития социально-ориентированной личности, способной к творчеству и самореализации. Выявление интересов, потребностей, трудностей, проблем учащихся с ограниченными возможностями здоровья и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки.
  • Профессиональная адаптация: обучение в условиях, максимально приближенных к деятельности на предприятиях, прохождение профессиональной практики на заводах и предприятиях города.
  • Трудоустройство выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Повышение квалификации и переподготовка как дополнительное профессиональное образование

Принцип профессионального образования - инклюзивное обучение

Учебный процесс организуется и осуществляется по типу инклюзивного образования. Студенты с ограниченными возможностями обучаются вместе со здоровыми детьми. В этом случае наполняемость групп составляет от 5 до 12 человек

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем студентам в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения, жизни колледжа. Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.

В ходе реализации программы « Доступная среда» в образовательном учреждении были созданы следующие условия:

- установлены знаки доступности на входах в здание лицея, установлены тактильные знаки, информационные таблички на стенах, выставлены перила на лестницах;

- закуплено оборудование для двух информационных центров, которые рассчитаны на работу со слабослышащими и слабовидящими обучающимися;

- все компьютеры ( ноутбуки подключены к сети Интернет и объединены в одну локальную сеть, что позволяет и педагогу и обучающимся при необходимости выходить на сайты и образовательные порталы и получать необходимую учебную и справочную информацию;

- компьютерная база содержит электронные материалы в виде лекций, тестов, контрольных вопросов, что позволяет обучающимся с ОВЗ самостоятельно изучить материал и проконтролировать свои знания;

- закуплены электронные книги, в оперативную память которых занесены лекции, справочные материалы, модули, учебные элементы по образовательным программам, что также позволяет обучающимся заниматься самостоятельно;

- оборудован кабинет спецтехнологии для обучающихся с ОВЗ по слуху: класс «Маэстро 6» (индивидуальная звукоусиливающая аппаратура с регулятором громкости на каждое ухо, индивидуальные наушники, микрофон). Компьютер преподавателя и три рабочих места обучающихся имеет специальную программу « Компас» для составления чертежей в проекции 3D;

- в мастерских колледжа по профессиям « Сварщик», « Наладчик сварочного и газоплазморезательного обрудования», « Станочник» ( металлообработка), « Наладчик станков и оборудования в механообработке» установлены рабочие места мастера производственного обучения, позволяющее визуализировать учебный процесс.

- информационные центры, кабинеты спецтехнологии, вышеперечисленные мастерские имеют видеотелефоны;

- установлен сенсорный информационный киоск, позволяющий обучающимся с нарушением слуха самостоятельно ознакомиться с расписанием занятий, событиями, которые будут происходить в лицее в течение учебного дня, другими информационными материалами;

- в актовом зале оборудован конференцзал, позволяющий проводить видеоконференции;

- приобретен автобус.

С 2011 года в ГБП ОУ « Тверской политехнический колледж» реализуется государственная программа « Доступная среда» для глухих и слабослышащих студентов. В настоящее время в колледже по принципу инклюзии обучается 12 таких студентов. Все они стали участниками конкурса видеороликов в Фестивале « Мы раскрываем крылья», который традиционно проводится на базе ресурсного центра тверского колледжа сервиса и туризма. В видеоролике ребята показали оборудование учебных кабинетов, мастерских, лабораторий, информационных центров, которое помогает им не только успешно овладевать профессией «Сварщик», но адаптироваться в социальную жизнь.