В ГБП ОУ «Тверской политехнический колледж» для детей с ОВЗ, используется инклюзивное, или включающее образование, которое основано на том, что все студенты, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками в одной группе, учитывающей их особые образовательные потребности.

Инклюзия это более развитая, гуманная и эффективная система образования не только лиц с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, студенты находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с педагогом творчески решать образовательные проблемы. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности студентов, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Ставя адекватные цели всем студентам, преподаватели организуют учебно-воспитательный процесс так, чтобы ликвидировать различные барьеры для наибольшей поддержки каждого студента и максимального раскрытия его потенциала.

Инклюзивно в ГБОУ СПО «Тверской политехнический колледж» дети с ОВЗ обучаются по следующим образовательным программам: Наладчик станков и оборудования в механообработке, Наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования, Сварщик, Автомеханик.

В рамках программы «Доступная среда» в колледже установлены знаки доступности на входах в здания,, установлены тактильные знаки, выставлены перила на лестницах. Закуплено оборудование для двух информационных центров, которые рассчитаны на работу со слабослышащими и слабовидящими обучающимися, для про-ведения дистанционного обучения, проведения видеоконференций и самостоятельной работы обучающихся. В этих целях в информационном центре для работы со слабослышащими и глухими детьми установлены 12 рабочих мест для детей и рабочее место преподавателя. Рабочее место преподавателя состоит из компьютера, множительной аппаратуры (черно-белой и цветной), мощной звукоусиливающей аппаратуры, документкамеры, позволяющей проецировать через стационарно установленный мультимедийный проектор учебный материал на интерактивную доску и работать с этим материалом в виде подчеркивания и выделения наиболее важного текста. В условиях обучения слабослышащих детей такая аппаратура необходима для визуализации образовательного процесса.

Все компьютеры (ноутбуки), обозначенные как рабочие места для обучающихся подключены к сети Интернет и объединены в одну локальную сеть, что позволяет и педагогу и обучающимся при необходимости выходить на сайты и образовательные порталы и получать необходимую учебную и справочную информацию, а также необходимый материал преподаватель может направить обучающимся со своего рабочего места по локальной сети. Учитывая, что освоение основных профессиональных образовательных программ детьми с ОВЗ происходит медленнее, чем у их здоровых сверстников, в силу особенностей из физического и психического развития, компьютерная база созданных информационных центров содержит электронные материалы в виде лекций, тестов, контрольных вопросов, что позволяет обучающимся с ОВЗ самостоятельно прочитать не совсем точно усвоенный материал, одновременно затем проконтролировать свои знания. У них появляется возможность несколько раз повторять основные положения, широко использовать иллюстрированный материал.

Информация для обучающихся с нарушениями зрения представляется с увеличением текста через документ-камеру или оверхед, а также в слуховой модальности.

В колледже имеются электронные книги, в оперативную память которых занесены лекции, справочные материалы, модули, учебные элементы по образовательным программам, что также позволяет обучающимся заниматься самостоятельно. С такими книгами можно заниматься как в информационном центре, так и взять их на дом.

Оборудованы кабинеты спецтехнологии для обучающихся с ОВЗ по слуху.

Кроме того информационные центры, кабинеты спецтехнологии, вышеперечисленные мастерские имеют видеотелефоны, позволяющие обмениваться слабослышащим обучающимся информацией с использованием жестового языка, а также выводом на экран текстовой информации.

В актовом зале оборудован конференцзал, позволяющий проводить видеоконференции, телемосты и т.д.

Педагогические работники, которые задействованы в образовательном процессе с детьми с ОВЗ, с прошли курсы повышения квалификации « Особенности обучения лиц с ОВЗ»(по вопросам педагогики и психологии, использовании форм, методов и педагогических технологий при работе с обучающимися с ОВЗ). Для обеспечения эффективности обучения образовательным учреждением были приобретены наглядные и методические материалы.

Закуплено лабораторное оборудование для подготовки по сварочным, токарным профессиям и в сфере ремонта и обслуживания автомобилей.

Приобретение этого оборудования, а также дополнительного наглядного оборудования необходимо в целях визуализации лабораторно-практических уроков и учебной практики и подготовки к ним. Кроме того, отработка практических навыков на лабораторном имитационном оборудовании позволяет довести до автоматизма основные производственные операции, а, следовательно, при переходе в производственный цех в учебных мастерских или на производство обучающиеся не испытывают чувства страха, психологического дискомфорта перед неизвестным, а, следовательно, защищены от травмы.

Приобретено дополнительно три класса « Маэстро».

Кроме приобретенного оборудования для обучения профессиональным навыкам, в колледже имеется автобус, который будет использоваться для поездок детей с ОВЗ на экскурсии на предприятия, по подвозке детей из общежития до колледжа и обратно. Автобус в 2012 году дооборудован дополнительными кнопками вызова водителя, оснащен аудио и видео системами.

В общежитии для обучающихся с ОВЗ имеется пять комнат. Коридор общежития оснащен тактильными знаками. Приобретена и установлена мебель для общей кухни-столовой, кухонная мебель для обучающихся с ОВЗ размещена в пяти жилых комнатах. В комнате воспитателя установлено оборудование для дистанционного обучения, ноутбук находится у воспитателя общежития на ответственном хранении. С этого учебного года в общежитии проживает глухой студент и чувствует себя комфортно, условия проживания его удовлетворяют.

Имеющаяся материально-техническая база колледжа позволяет также обучать взрослое население из числа лиц с ОВЗ на договорных условиях.

И, кончено, же , основное условие – это наличие педагога-дактилолога, которые не только выполняет функций сурдоперевочика, но и сопровождает студентов во вовремя обучения, оказывая им в том числе и психологическую поддержку при социальной адаптации в колледже и на производстве.

Студенты и выпускники колледжа добивается высоких результатов и успехов в профессии, в спорте, художественной самодеятельности и т.д.