В ГБП ОУ «Тверской политехнический колледж» функционирует социально - психологическая служба, основная цель которой содействовать оптимальному протеканию образовательного процесса.

Общие положения

  1. Социально – психологическая служба колледжа является одним из структурных подразделений колледжа и создана для оказания комплексной психологической, педагогической и социальной помощи студентам, консультативной помощи всем участникам учебного процесса: администрации, педагогам, родителям по вопросам воспитания, обучения и развития студентов. Она содействует охране прав личности и гармонизации социальной сферы колледжа.
  2. Социально – психологическая служба предназначена для координации усилий специалистов колледжа в обеспечении прогрессивного психического развития студентов, развития их способностей, склонностей, профилактике возможных отклонений в процессе получения образования.
  3. Работа социально – психологической службы строится на трех аспектах:
    • научный - служба является теоретико – прикладным направлением возрастной психологии, изучающим закономерности формирования личности будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки, а также применение определенных способов, средств и методов воздействия для целенаправленного формирования необходимых специалисту качеств, сообщения ему социально –психологических знаний.
    • прикладной – психологическое обеспечение процесса обучения, подготовки специалиста, организации воспитательного процесса, включая и рекомендации по составлению учебных программ, планов, созданию методических разработок, использованию дидактического материала.
    • практический – непосредственная работа психолога со студентами, преподавателями, родителями по решению конкретных проблем, применение профессионально грамотно известных и апробированных социальных и психологических методик исследования с учетом специфики учебного заведения, контингента студентов в колледже.
  4. Деятельность социально – психологической службы строится на строгом соблюдении Закона Российской Федерации «Об образовании», других международных и российских актов по обеспечению прав студентов, нормативными документами, регулирующими вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся и их социальной защиты, Уставом колледжа и настоящим Положением.

Цели Службы:

  • Содействие администрации и педагогическому коллективу образовательного учреждения в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, обеспечивающей социально - психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса;
  • Содействие в приобретении студентами психологических знаний, умений, навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
  • Оказание помощи студентам в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
  • Содействие педагогическим работникам, родителям в воспитании студентов, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

Задачи Службы:

  • Формирование единой образовательной политики колледжа, направленной на комплексное решение проблем социально – психологической помощи студентам, их семьям, содействие полноценному личностному и социальному развитию молодежи.
  • Психологический анализ социальной ситуации развития в учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения.
  • Максимальная реализация в работе педагогического коллектива возрастных возможностей и резервов развития молодежи.
  • Содействие личностному и интеллектуальному развитию студентов. Преодоление и профилактика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии студентов. Профилактика опасных зависимостей.
  • Формирование у студентов способности к самоопределению и саморазвитию.
  • Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в учреждении.
  • Психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям студентов.
  • Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и развитии обучающихся.
  • Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий.

Порядок организации деятельности службы.

Планирование работы Службы осуществляется исходя из целей обучения и профессиональной подготовки студентов, выявленных потребностей студентов и ресурсов колледжа, а также на основе анализа работы Службы за предыдущий период.

Организация деятельности Службы: профессиональная деятельность психологической службы осуществляется в парадигме сопровождения, т.е. ориентирована не на объект, а на работу с объектом (с мышлением, установками, отношениями, чувствами и т.п.). Это особенно важно потому, что ничто не может быть изменено во внутреннем мире человека помимо его собственной воли, собственного желания. Психолог не воздействует своими специфическими способами и приемами, а взаимодействует, определяя различные пути решения тех или иных проблем. Психологическое сопровождение осуществляется преимущественно педагогическими средствами, через педагога и традиционные формы учебного и воспитательного взаимодействия.

Содержание психологической работы и основные направления деятельности

Социально – психологическая служба колледжа функционирует как целостная система практического направления, основными видами деятельности которой являются:

  1. Оказание человеку помощи через сообщение ему объективной психологической информации – психодиагностическое направление деятельности психолога. Особенность этого вида помощи состоит в том, что психолог несет ответственность за достоверность информации и форму ее сообщения. Человек же сам выбирает отношение к этой информации и сам принимает решение о ее использовании.
  2. Психологическая коррекция предполагает организованное воздействие на человека с целью изменения показателей его активности и соответствие с возрастной нормой психического развития.
  3. Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития.
  4. Психотерапия как вид психологической помощи предполагает активное воздействие на личность клиента, с целью восстановления или реконструкции его психической реальности.
    Если в консультировании ответственность за результаты, связанные с изменением продуктивности личности, распределяются между психологом и клиентом, то в психотерапии, особенно на первых ее этапах, большую ответственность за реконструкцию личности клиента несет психолог.
  5. Психопросвещение как форма практической профессиональной деятельности психолога ориентировано на создание условий для активного использования и присвоения студентами социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития.
  6. Профориентационная работа. Задача – работа со студентами и абитуриентами колледжа с целью определения профессиональной пригодности и психологической готовности к получению специальности, продолжению обучения, оценки сформированности профессионально важных качеств у выпускников колледжа и содействие их трудоустройству.
  7. Методическая работа. Задача - помощь в организации работы методических объединений преподавателей, кураторов групп в формировании современной методической базы учебного процесса с точки зрения обеспечения психологической целесообразности ее применения.
  8. Социально – диспетчерская деятельность. Задача – обеспечение студентов, их родителей, педагогов, администрации колледжа социально – психологической информацией о различных службах, оказывающих профессиональные услуги в городе и области.

Таким образом, социально-психологическая работа представляет собой сложно организованный процесс, в который включены все формы, все направления практической деятельности в четкой, логически и концептуально оправданной последовательности.

Социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса подразумевает тесное сотрудничество педагогов-психологов с лечебными учреждениями (наркодиспансер, психоневрологический диспансер, психиатрическая больница), Факультетом психологии и социальной работы ТвГУ, центром социальной защиты, структурными подразделениями образовательного учреждения.

Общее руководство и координацию деятельности Службы осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе Родионова Ирина Юрьевна.

В состав СПС входят:

  • Заместитель директора по УВР Родионова Ирина Юрьевна;
    Родионова Ирина Юрьевна
  • Педагог-психолог Семенова Надежда Васильевна;
    Семенова Надежда Васильевна
  • Социальный педагог Цветкова Марина Николаевна;
    Цветкова Марина Николаевна

Служба имеет право:

  1. Реализовывать полноту функций, возложенных на социально – психологическую службу в рамках настоящего Положения и Положений о специалистах.
  2. По согласованию с администрацией колледжа формировать и осуществлять программу развития социально – психологических услуг для студентов, родителей, педагогов, кураторов, администрации колледжа, избирать пути достижения целей и задач, оговоренных в Положении о службе, выбирать формы и методы работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ.
  3. Выполнять только те распоряжения органов управления образованием, администрации колледжа, которые не противоречат профессионально –этическим принципам и задачам работы службы и могут быть выполнены на основании имеющихся у ее специалистов профессиональных умений и средств.
  4. Знакомиться с необходимой документацией.
  5. Обращаться с запросами в медицинские учреждения, а также по вопросам защиты прав молодежи и студентов в соответствующие учреждения и ведомства.
  6. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно – популярных изданиях.

Ответственность службы.

Специалисты социально – психологической службы несут ответственность за:

  1. Адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность выдаваемых рекомендаций.
  2. Сохранение документации службы, оформление их в установленном порядке.
  3. Сохранение профессиональной тайны, нераспространение сведений, полученных в результате диагностической, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта развивающей работы и может нанести ущерб человеку или его окружению.
  4. Неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с требованиями трудового законодательства.

Уважаемые студенты, родители (законные представители) и педагогические работники колледжа!

Вы можете обратиться в социально- психологическую службу по следующим вопросам:

  • Проблемы адаптации.
  • Неуверенность в себе.
  • Межличностные отношения (с друзьями, с преподавателями, с противоположным полом и т.д.).
  • Семейные проблемы, взаимоотношения с родителями (детьми).
  • Вопросы самопознания и личностного роста.
  • Психологическая поддержка в период подготовки к экзаменам.
  • Преодоление стресса, релаксация.
  • Конфликтные ситуации и многое другое.

Социально-психологическая служба находится в корпусе № 1 (каб.15, каб.13) и в корпусе № 2 (каб Соц. педагога), а также Вы можете обратиться с помощью формы, приведенной ниже.